Контраст в фотографии
Контраст как сравнение крайних величин — одно из самых выразительных средств в фотографии, да и в искусстве в целом. Сравнение звука определенной тональности и длительности с паузами, контраст между теплыми и холодными тонами цвета, простое и сложное, приятное и неприятное.
Черный костюм заставляет кожу человека казаться намного белее, чем в жизни. Неяркий синий фон сделает красный предмет почти огненным. Желтое платье сделает кожу кажущеюся-цветной.
Контраст чрезвычайно важен для передачи глубины пространства кадра. Особенно вместе с игрой светотени и линейной перспективой. Даже стоит сказать, что контраст есть основное условие нашего восприятия картинки, ибо лишь наличие цветовой и светлотной разницы между участками изображения или предмета позволяет нам его видеть.
Различается три вида контраста: яркостной, по цветовому тону и по насыщенности. Рассмотрим только понятие “яркостной контраст”.
К=(В1 — В2) / В1 при В1>В2 , где В — яркость соответствующего участка.
K>0.5 — большой контраст
0.5 > K > 0.2 средний контраст
K< 0.2 малый
Рассмотрим понятие контраста на примере разницы между черным и белым. Ведь в фотографии это практически пограничные яркости, которые и определят контраст всего изображения. Такие яркости существуют в любом тексте книги, журнала как разница между цветом шрифта и белой бумаги. И этот диапазон комфортен для нашего зрения, мы можем часами читать понравившийся текст. А вот ежели попробуем сделать то же самое на экране неотстроенного монитора с жутко задранной контрастность — мы долго не продержимся, контраст зашкаливает, нам некомфортно.
В пасмурный день (рассеянный свет) черная ткань на белом снегу воспринимаются нормально, они находятся в границах оптимального контраста. Но стоит выглянуть яркому солнцу и осветить ту же сцену — все, мы вышли за границы одновременно допустимого контраста, и одновременно не сможем воспринимать и яркий снег, и черную ткань.
Подчеркнем важные детали. Черный должен быть видеть как черный с фактурой, и белый как белый с фактурой. В каждом из них должны быть различимы некие детали структуры поверхности. Эти цвета не должны быть провально предельными в ту или иную сторону.
Причем, наше зрение адаптируется к разнице между белым и черным при большом разбросе в яркости разных сцен, т.е. и на свету, и в рассеянном освещении.
Нормально воспринимаемое нашим зрением черное всегда отстоит от белого на определенную величину. Это диапазон яркости около 1:50 (1:40 — 1:60). Или же около 5,5 ступеней EV.
Именно на 5,5 ступеней всегда рассчитывается фотопленка, матрица фотоаппарата или видеокамера. Для нашего зрения комфортен диапазон яркостей между белым и черным именно в 5,5 ступеней.
Можно ли использовать для фотосъемки устройства, воспринимающие диапазон яркостей более, чем 5,5 ступеней? Можно, но НЕ НУЖНО!
В черно-белой фотографии с помощью выравнивающих проявителей диапазон восприятия негатива повышался значительно, до 10 — 11 ступеней. И что же на выходе? Получали вялый серенький негатив, в котором были проработаны участки с огромным диапазоном яркостей. Но при печати получали совершенно серую, малоконтрастную картинку, очень невыразительную. Частично спасала печать на особоконтрастную фотобумагу. Но это уже были “танцы с бубном”, дававшие хороший результат в очень редких случаях.
Поэтому использование диапазона яркостей в соотношении до 1:60 оптимально именно из-за устройства нашего зрения. Такое зрение практически у всех людей на протяжении многих тысяч лет. Так нас задумали предки, а, может, сам Творец.
Фотограф Олег Платов.