Ощущение и психология фотографии

Наши глаза воспринимают три четверти всей информации из внешнего мира. И только оставшаяся четверть распределяется между вкусом, слухом, осязанием и обонянием. Причем, оставшиеся чувства помогают зрительным образам практически постоянно и непрерывно.

Чувствительность нашего глаза уникальна и может изменяться порядка сто тысяч раз, так же как и автоматически подстраивается резкость изображения. Получаемое на сетчатке изображение создает в головном мозгу ощущение или образ для нашего сознания. Такие образы всегда антропометричны, т.е.соизмеримы с человеком, его габаритами, параметрами, чувствами.

Восприятие зрительное группирует то, что мы видим в простые понятия, готовые элементы. Мы всегда ищем узнаваемые закономерности в случайных картинках. Наверняка каждый хоть раз находил в кучевых облаках знакомые силуэты людей, животных, деревьев.

Зрение наше работает таким образом, что видим мы то, что желаем увидеть, а не просто то, что попало под наш взор. Такой алгоритм напоминает известную игру в испорченный телефон. Логическое мышление чаще заставляет нас увидеть вовсе не то, что видят дети или художники. Восприятие одновременно есть и интуиция, и рассудочное мышление. Каждый миг восприятия есть акт визуального суждения.

Психология восприятия всегда использует некий накопленный опыт, память, то что мы узнали и уже многократно попробовали. Очень часто идет восприятие объекта целиком, на ходу домысливая нехватающие детали. Получаемый образ есть сумма из восприятия, памяти, эмоций, разума, воспоминаний. Эффективность получаемой оценки зависит от легкости процесса, простоты читаемости и узнаваемости предмета.

Эстетический интерес к объекту зависит от величины отчуждения изображаемого от простых бытовых потребностей зрителя. Осмысление объекта происходит путем домысливания, упорядочивания, упрощения. Такой процесс гармонизации напоминает закон рассеивания энергии. Нервный подъем, ощущение свежего восприятия неуклонно гаснет, постепенно теряется интерес. Такая гармонизация приходит к покою, теряется экспрессия, психика успокаивается.

Понятие выразительности в фотографии определяется не сколько геометрией объекта, а больше силами, возникающими в нервной системе зрителя. Иными словами, экспрессия является в большей степени внушением. Истинно красивая картина помогает человеку понять и самого себя, и мир, его окружающий.

Быть может, что именно эмоции, а не сюжет есть главное содержание хорошей фотографии. Тогда приходится признаться, что содержание нематериально.

Ощущение зрительного образа приходит по трем направлениям:

- ощущение цвета, пространства, фактуры, т.е. внешней или простой формы

- био- и физиологические компоненты: страх, смех, любовь. желание

- составительные: удивительность, намек, двусмысленность, новизна.

Причем приятное и неприятное соединены вместе переходами из одного в другое.

Так же всегда соблюдается принцип постоянства. Для нас стакан молока всегда белый, и под красным закатным солнцем, и под голубым небом. А вот для хорошего художника или фотографа это может быть не так. Он сможет оценить конкретный оттенок, скомпенсировать навязанный сознанием привычный стандарт.

Есть еще одно интересное понятие — градиент ощущения. Перспектива в фотографии есть уменьшение видимых размеров при удалении, воздушная перспектива — снижение контраста и смещение в сторону холодных оттенков. Съемка портрета на нечетком фоне также создает видимость глубины пространства на плоскости фотографии. Градиентно меняющаяся яркость, от светлого переднего плана к постепенному затемнению так же привносит эффект глубины пространства.

Итак, сформулируем критерии четкого психологического восприятия изображения в фотографии.

  1. Фигура всегда четко отделяется от фона. По яркости. По четкости. По цвету ( к примеру синяя фигура на фоне желтой листвы).
  2. Меньшая форма, скорее, будет воспринята как фигура, большая — как фон
  3. Фон и фигура не воспринимаются одновременно.
  4. Близко расположенные похожие предметы будут восприняты как фигуры, но не фон.
  5. Симметричные объекты скорее всего будут восприниматься как фигуры

Еще раз припомним, что мы всегда стремимся к упрощению, чистоте, повторяемости, упорядоченности и понятности. Неопределенная ситуация в соотношении фигура — фон появляется при одинаковых возможностях ощущения объектов. Такие картинки имеют право существовать, но будут грешить невыразительностью. Наша психика будет стараться упростить узнавание элементов, классифицировать их и узнавать для того, чтобы легче ориентироваться в пространстве.

Накопленный жизненный опыт учит нас находить три измерения в двухмерном изображении, если появится хоть несколько условий, перечисленных ниже.

Задача отображения пространства. Выражается изменением масштаба объектов при удалении. При этом вовсе не требуются в кадре перспективно сходящиеся прямые (заборы, дороги, рельсы). Более важно разделение на планы (ближний, дальний, средний).

Тональная перспектива передает пространство изменением контраста и яркости при удалении от переднего плана. Есть еще воздушная перспектива — при удалении цвета меняются на более холодный оттенок, теряется четкость контуров. Изменение рисунка фотографии в глубину за счет ГРИП также есть правильное использование перспективы. Перспективу можно подчеркнуть и ракурсом, и ритмом, и частичным перекрытием дальних предметов более близкими.

Существует еще один интереснейший фактор эмоциональное наполнение фотографии. Просчитать его или вывести некую формулу просто невозможно. Такое ощущение действует на зрителя не из-за уникальной информации картинки или непревзойденной композиции, а лишь воздействуя на эмоции. Быть может, сие есть самое главное, воспринимаемое непосредственно в момент восприятия. Обнаружить эмоциональное воздействие заранее нельзя никакими приборами. Его не существует, пока зритель не увидит и не почувствует.

Эстетическая ценность любой фотографии очень относительна и всегда зависит от свойств личности зрителя, глубины его жизненного опыта и сознания. Степень сложности картинки не должна быть низкой (будет разочарование от простоты), но и не слишком высокой (просто не поймут). Истина где-то посрединке.

Ощущение и психология фотографии