Фокусное расстояние объектива
Одна из самых важных характеристик объектива — его фокусное расстояние. Современные оптические системы содержат в себе большое количество линз, в фиксах — поменьше, в зумах до 18-20 элементов. В принципе, любой объектив условно привести к некой одной линзе. Рассмотрим картинку
Говоря по-простому, фокусное расстояние объектива это расстояние от линзы до точки фокуса на матрице или пленке. Естественно, когда изображаемый объект находится на бесконечно большом удалении. Наш глаз — это тоже оптика, почти объектив. Мы видим мир под углом зрения в 45 градусов. Соответственно, объектив фотоаппарата с таким же углом «видит» так же, как и мы. Такие объективы называют нормальными, или штатными, «штатниками».
Если фокусное расстояние объектива равно диагонали кадра, то это штатник. А если оно меньше или больше? Чем меньше фокус оптики, тем шире угол зрения. Чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем меньше угол.
Все привыкли к стандарту 35 мм. Современная цифра (более дорогая) может снабжаться матрицей, равной по размеру кадру пленки, т.е. 24 на 36 мм.Это полноматричные камеры. Например Canon 5D , 5D Mark II, 1Ds, 1Ds mark III, Nikon D3, Nikon D700. На них оптика работает одинаково с пленочными аппаратами. Чтобы не было путаницы, разговор поведем об этом стандарте.
По теореме Пифагора, диагональ пленочного кадра около 43,3 мм. Поэтому штатным объективом здесь будет с фокусным расстоянием f=45. Ближайший из выпускаемых любой фирмой f=50 мм. В прошлом все советские аппараты «Зоркий» , «ФЭД» , «Киев», «Зенит» обычно такими объективами и комплектовались. Вспоминаем: Индустар 50, Гелиос-44, Зенитар-50.
Гораздо интереснее, если фокус или меньше, или больше 50 мм. Оптика от 8 мм до 20 мм называется сверхширокоугольная, позволяет снимать в полный рост в тесных помещениях. 21-35 мм это широкоугольники. 50 мм — штатные объективы.
70 — 85 портретники, понятно что для портретов. 100 и более, вплоть до 1000 — 1200 мм — телеобъективы (у некоторых фирм есть 2000 мм). Такие подходят папарацци, можно проводить фотосъемку очень удаленных объектов.
Такую часть картинки Вы с одной точки сможете сфотографировать разными объективами.
Что видно в окуляре в каждом случае, см. картинки. Отдельная тема объективы с неустранимыми искажениями типа фишай, рыбий глаз.
Некоторые чисто практические советы.
Вы смотрите в глазок вашей зеркалки, и МАСШТАБ изображения совпадает с видимым обычным глазом — значит у Вас на аппарате штатник. Оденьте оптику с f=24 мм и Ваш приятель отдалится, визуально станет в 2 раза меньше ростом и в кадр много чего поместится. А с объективом 200 мм любимая собачка станет выше ростом в 4 раза и может занять почти весь кадр. Понятно?
Очень популярны сейчас зум-объективы. Зум объектив позволяет менять фокусное расстояние плавно, например 18-55 мм или 75-300. Хотя есть старая поговорка, что самый лучший зум — ноги фотографа. А что же делать с большинством недорогих зеркальных фотокамер, у которых матрица гораздо меньше кадра 35-мм пленки, т.е «кропнутыми» (или урезанными). Кроп-фактор показывает во сколько раз по линейным размерам матрица меньше пленочного кадра. Обычно это 1,6.
Не отчаиваемся. Представим, что это лишь часть полной матрицы. Нужно умножить фокусное расстояние объектива на кроп-фактор. Пример: Пленочный штатный объектив с f=50 мм будет работать как 50 х 1,6= 80 мм, то бишь портретником.
Главная проблема кропа — найти широкий угол. Поэтому разработаны специальные объективы под кропнутые матрицы, класса APS-C. Для Canon это EF-S, Для Nikon DX. Они легче и дешевле, но светосильных фиксов среди них нет. Надеюсь, что удалось прояснить, а не запутать тему.
Творческих успехов!