Динамический диапазон
Динамический диапазон есть возможность одновременно фиксировать самые темные и самые светлые детали изображения. Вся фишка в одновременности. Начнем с динамического диапазона нашего человеческого глаза. Если мы смотрим солнечным летним днём на открытое окно белого дачного дома, то замечаем белую стену, раму, но не видим происходящего в комнате. Там всё кажется тёмным без деталей. Подойдём близко и через открытое окно заглянем внутрь комнаты — всё прекрасно видно, наш глаз адаптировался, но яркой белой стены в поле зрения уже нет. Глаз человеческий — великолепная система, но одновременно различать в подробностях он может диапазон яркостей в соотношении 1:40 или 1:60. Т.е. около 2 5 — 2 6 или около 5,5 — 6 ступеней света.
К примеру, текст книги — это 1:40, воспринимается комфортно. Поэтому практически все пленки имеют схожий с нашим глазом динамический диапазон. Можно теоретически черно-белую пленку проявить очень выравнивающим проявителем, и она отобразит исходный диапазон в 8 — 9 ступеней света. Но картинка будет очень малоконтрастной, ничуть не похожей на реальную.
Матрицы современных фотоаппаратов имеют динамический диапазон 5-6 ступеней, а в особых случаях (очень дорогие) и до 11 ступеней. В цифровом аппарате для получения фотографии с проработкой большинства деталей приходится идти на различные ухищрения. Использовать для съёмки RAW — формат, делать изображение чуть темнее, чтобы остались детали в светах, а потом подтягивать при обработке тени. Можно использовать HDR. Или подсвечивать темные участки вспышкой, отражателями и т.п.
При фотосъёмке против солнца не стоит рассчитывать, что и светлые облака, и тени под деревьями проработаются хорошо. Не выйдет. Можно ставить камеру на штатив и делать серию с разной экспозицией, а потом собирать картинку в Фотошопе по участкам через слои и маски.
Фотограф Олег Платов